Выберите регион
Русский
Қазақша
Регистрация Вход
Главная В помощь учителю Основы педагогики и методики обучения

Данный курс способствует развитию и совершенствованию личностных, педагогических и профессиональных компетенций педагогов. Для формирования их профессиональных навыков, предметных умений, повышения эффективности преподавания и обучения необходимо знание основ педагогики и современных методик в образовании.

32484
Лекция 1. Основы педагогики. Часть 1 230

Глоссарий

Педагогика  это упорядоченная совокупность знаний, которая раскрывает сущность процессов воспитания, обучения и развития человека и дает возможность направлять их движение в соответствии с заданными целями.

Образование  единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций определенного объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворение его образовательных потребностей и интересов.

Квалификация  уровень знаний, умений, навыков и компетенций, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности.

Общее образование  вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенций, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования.

Профессиональное образование  вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенций определенного уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессиям или специальностям.

Профессиональное обучение  вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенций, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий).

Дополнительное образование  вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.

Уровень образования  завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований.

Обучение  это…
1) целенаправленный педагогический процесс (взаимодействие учителя и ученика), происходящий в специально организованных условиях, рассчитанный на определенное время, выполняющий определенный социальный заказ; 
2) целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенциями, по приобретению опыта деятельности и применения знаний в повседневной жизни, развитию способностей, формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни (Закон «Об образовании» Республики Казахстан);
3) процесс, который обеспечивает получение человеком образования.

Внимание! Для того, чтобы просмотреть видео Вам необходимо быть авторизованным пользователем и иметь соответствующие права.
Лекция 2. Основы педагогики. Часть 2 61

Глоссарий 

Педагогический процесс  это взаимодействие учителя-профессионала и учеников в специально организованных условиях, в определенное время, в определенном режиме, по специальным правилам и программам для реализации цели образования и воспитания.

Принцип  главная идея, требование, устойчивая, повторяющаяся связь между педагогическими явлениями, процессами, характеризующая их развитие.

Принципы ЦПП (целостности педагогического процесса)  система исходных, основных требований к воспитанию и обучению, определяющая содержание, формы и методы педагогического процесса и обеспечивающая его успешность.

Метод  путь познания, система последовательных, взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие умственных сил и способностей учащихся, овладение ими средствами самообразования и самообучения.

Педагогическая система  это...  

  1.  Организационная структура, совокупность учреждений образования, осуществляющих целенаправленный учебно-воспитательный процесс.
  2.  Набор научно обоснованных структурных элементов обучения и воспитания (принципы, содержание, методы, условия), обеспечивающих желаемый педагогический результат.
Внимание! Для того, чтобы просмотреть видео Вам необходимо быть авторизованным пользователем и иметь соответствующие права.
Лекция 3. Методы обучения. Часть 1 64

Глоссарий

Метод обучения  сложное, многомерное, многокачественное образование. В методе обучения находят отражение объективные закономерности современности, цели, содержание, принципы, формы обучения.

Метод обучения (от греч. metodos  буквально: путь к чему-либо, путь исследования, теория, учение)  это организованная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение поставленной цели обучения. Под методами обучения часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решение задач образования, приемы и операций практического или теоретического освоения действительности.

Метод  центр учебного процесса, связующее звено между заданной целью и конечным результатом в совместной деятельности преподавателя и учащихся. Результат служит критерием соответствия метода цели. 

Методы обучения  многомерные явления, которые иногда относят только к деятельности педагога или к деятельности учащихся.

Внимание! Для того, чтобы просмотреть видео Вам необходимо быть авторизованным пользователем и иметь соответствующие права.
Лекция 4. Методы обучения. Часть 2 30

Глоссарий

Прямое обучение  это общий термин, относящийся к традиционной стратегии обучения, которая основывается на явном обучении посредством лекций и демонстраций под руководством учителя.

Методы обучения:

Куратор  уделяет большое внимание взаимоотношению ученика и учителя. Учителя и учащиеся проходят обучение в сотрудничестве. Ученик учится свободно практическому обучению и исследованию, руководствуясь направлениями учителя, и сосредоточен на содействии независимости.

Личность  учителя, работающие в стиле модели «личности»  это те, кто подает пример, демонстрируя студентам, как получить доступ к информации и понять ее. В этой модели обучающиеся учатся, наблюдая и копируя процесс учителя по аналогии и алгоритмам.

Делегатор/исполнитель  учителя выступают в качестве «ресурса» для учащихся, отвечая на вопросы и рассматривая их прогресс по мере необходимости. Преподаватели играют пассивную роль в обучении: студенты активны и вовлечены в процесс обучения. Основная цель делегатора/исполнителя —  воспитание чувства самостоятельности в процессе обучения.

Ценностная ориентировка  метод ценностной ориентировки служит для привития ценностей обучающимся и ознакомления их с социальными и культурными традициями и правилами.

Кейс-стади  метод кейс-стади (или метод разбора конкретных ситуаций) базируется на изучении и анализе ситуаций, которые могут иметь место в изучаемой области знаний и деятельности.

Коучинг  (в более обычной для нас форме  наставничество) представляет собой индивидуальное или коллективное управление педагогов или более опытных учащихся менее опытными, их адаптацию к личностному развитию и постижению знаний и навыков по исследуемой теме.

Смысл ролевых игр  это выполнение учащимися установленных ролей в условиях, отвечающих задачам игры, созданной в рамках разбора темы или предмета.

Деловая игра  метод деловой игры состоит в моделировании всевозможных ситуаций или особенностей сторон той деятельности, которая относится к исследуемой теме или дисциплине.

Метод рефлексии  допускает создание необходимых условий индивидуального осмысления материала учащимися и выработки у них способности входить в активную исследовательскую позицию по отношению к рассматриваемому материалу.

Метод ротаций  заключается в закреплении за обучающимися в процессе занятия или урока разных ролей, чтобы они смогли получить разносторонний опыт.

Мозговой штурм  метод предполагает общую работу в небольших группах, главной целью которой является поиск решения заданной проблемы или задачи. Идеи в начале штурма собираются воедино, а на последующих стадиях обсуждаются, и из них выбирается одна наиболее продуктивная.

Метод «Лидер-ведомый»  сообразно этому методу, один учащийся (или группа) присоединяется к более опытному учащемуся (или группе) для того, чтобы получить незнакомые умения и навыки. Преимущества метода заключаются в его простоте, быстрой адаптации учащихся к новой деятельности и оттачивании коммуникативного навыка.

Метод «Летучка»  это метод, в котором актуальные на данный момент времени вопросы касаемо изучаемой темы или проблемы решаются через обмен информацией и мнениями, следовательно, появляется возможность повысить навыки учащихся.

Обмен опытом  этот метод предполагает краткосрочный перевод учащегося в другое место обучения (включая и другие страны) и последующий возврат обратно. Такой опыт способствует сплочённости коллектива, повышению качества коммуникации и расширению кругозора.

Внимание! Для того, чтобы просмотреть видео Вам необходимо быть авторизованным пользователем и иметь соответствующие права.
Лекция 5. Дидактические понятия: принципы и приемы обучения 16

Глоссарий

Приёмы обучения (дидактические приемы)  обычно определяют как элементы методов, единичные действия в составе общего метода обучения.

Приём  это ещё не метод, а его составная часть, однако практическая реализация метода достигается именно с помощью приёмов.

Принцип научности  в содержании этого принципа указывается, что все сообщаемые учебные сведения должны находиться в полном соответствии с современной наукой.

Принцип систематичности  означает, что все знания, сообщаемые учащимся, должны ими усваиваться в определенной, педагогически обоснованной системе.

Принцип сознательности  понимается как обоснованное, самостоятельное мышление и оправданные действия учащихся. Сознательность рассматривается как личное убеждение в процессе приобретения знаний, навыков, умений.

Принцип доступности  обучение должно быть доступным и посильным по возрасту, способностям и уровню развития учащихся.

Принцип прочности знаний  приобретаемые учащимися знания должны быть прочными, то есть обладать высокой степенью их запоминания.

Принцип надежности обучения  надежность в решении задач обучения в теоретическом плане рассматривается как вероятность того, что выпускник школы будет хорошо адаптирован к жизни и творчески, инициативно, на высоком научном, идейном уровне и с достаточной практической подготовкой будет выполнять свои функции как член сообщества.

Принцип преемственности  предполагает последовательное продвижение в обучении с опорой на совершившиеся циклы развития: учет уровня актуального развития детей и ориентацию на их зону ближайшего развития.

Принцип личностного подхода — предполагает опору в учебно-воспитательной работе на наиболее сильные качества учебной деятельности и личности ребенка, направлен на максимальное стимулирование развития и саморазвития каждого ученика и реализуется в процессе педагогизации всех сфер личностно значимых отношений.

Принцип возрастной и дидактической регрессии  прослеживается в том, что в процессе начального обучения ребенок как бы возвращается к дошкольным видам деятельности, не вполне реализовавшим свое развивающее значение (игра, лепка, рисование, конструирование, ознакомление с окружающим миром), или в ходе решения образовательных задач ученик использует способы, уже неактуальные на данном этапе обучения.

Принцип деятельностного подхода  предметно-практическая деятельность, в процессе которой успешно развиваются высшие психические функции ребенка (восприятие, речь и общение, мышление, память, эмоции, мотивация); является мощным коррекционно-компенсирующим педагогическим средством в работе с детьми группы риска.

Внимание! Для того, чтобы просмотреть видео Вам необходимо быть авторизованным пользователем и иметь соответствующие права.
Лекция 6. Педагогическая техника. Часть 1 21

Глоссарий

Технология (с греч. технос  искусство, ремесло, логос  наука)  это наука о профессиональном искусстве. В этом значении слово технология включает в себя совокупность методов, приёмов, средств, в том числе и педагогическую технику, с помощью которых педагог осуществляет целенаправленную деятельность, формируя определённые знания, умения, навыки и личностные качества.

Педагогическая техника  комплекс знаний, умений, навыков и совокупность приемов, способствующих гармоническому единству внутреннего содержания деятельности учителя и внешнего его выражения.

Педагогическая техника  это совокупность рациональных средств, умений и особенностей поведения педагога, направленных на эффективную реализацию выбранных им методов и приемов учебно-воспитательной работы с отдельным индивидом или коллективом в соответствии с поставленной целью обучения и воспитания с учетом конкретных объективных и субъективных условий.

Внимание! Для того, чтобы просмотреть видео Вам необходимо быть авторизованным пользователем и иметь соответствующие права.
Лекция 7. Педагогическая техника. Часть 2 15

Глоссарий

Мастерство педагога  это синтез профессионализма, духовной культуры и педагогически целесообразной внешней выразительности.

Принципы педагогической техники  принципы свободы выбора, открытости, деятельности, обратной связи, идеальности.

Приемы педагогической техники  управление, дидактика, организация труда учителя (картотека учителя, планирование, конструктор урока).

Внимание! Для того, чтобы просмотреть видео Вам необходимо быть авторизованным пользователем и иметь соответствующие права.
Лекция 8. Методология педагогической науки. Часть 1 13

Глоссарий

Методология  учение о научном методе познания; совокупность методов и принципов познания и практики, применяемых в какой-либо науке.

Термин «методология» греческого происхождения. Он означает дословно «учение о методе» или «теория метода».

Методология науки (rp. methodos способ, метод и logos наука, знание) это система методологических и методических принципов и приемов, операций и форм построения научного знания. Философский уровень методологии функционирует в виде общей системы принципов диалектики.

Методология  это система теоретических знаний, которые исполняют роль руководящих принципов, орудий научного исследования и конкретных средств реализации требований научного анализа.

Методология образования  это философия образования, его идеология (например, идеология гуманизма), гносеология, то есть теория познания.

Методология педагогики  это учение о педагогическом знании и о процессе его обретения, то познания.

Методология дидактики  учение о принципах построения, формах и способах научного познания и преобразования дидактического процесса.

Дидактическим процессом назовём процесс конструирования дидактических теорий и систем.

Методология педагогической науки  это совокупность принципов построения научно-исследовательской деятельности в области педагогических наук, оптимизации способов и средств организации педагогического исследования.

Внимание! Для того, чтобы просмотреть видео Вам необходимо быть авторизованным пользователем и иметь соответствующие права.
Лекция 9. Методология педагогической науки. Часть 2 8

Глоссарий

Методика  различные конкретные формы и способы использования методов, при помощи которых осуществляется более глубокое познание педагогических явлений и процессов.

Педагогическая культура  сущностная характеристика личности педагога, способов его педагогической деятельности и тех ценностей, которыми он в ней руководствуется.

Методологические знания  это те знания, которые помогают философскому осмыслению образовательных процессов и формированию концептуального отношения к педагогической деятельности.

Методология педагогической науки  это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

Внимание! Для того, чтобы просмотреть видео Вам необходимо быть авторизованным пользователем и иметь соответствующие права.
Лекция 10. Преподавание и обучение. Часть 1 15

Глоссарий

Учебный процесс  совместная деятельность педагога и обучаемых, в ходе которой педагог нацеливает, информирует, организует и стимулирует деятельность обучающихся, корректирует и проверяет ее, а обучаемый овладевает содержанием, видами деятельности, в первую очередь предусмотренными в программах знаниями, умениями и навыками.

Преподавание  это деятельность учителя (преподавателя) по передаче обучаемым информации, организации их учебно-познавательной деятельности, стимулированию познавательного интереса, самостоятельности, творчества и оценки учебных достижений.

Учение  это деятельность по освоению, закреплению и применению полученных знаний, умений и навыков; осознание личностного смысла и социальной значимости культурных ценностей и человеческого опыта.

Обучение  целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся и воспитанников по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенциями, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию мотивации получения знаний в течение всей жизни.

Завершающий этап обучения  это анализ достигнутых результатов в решении педагогической задачи.

Внимание! Для того, чтобы просмотреть видео Вам необходимо быть авторизованным пользователем и иметь соответствующие права.
Лекция 11. Преподавание и обучение. Часть 2 24

Глоссарий

Учение  представляет собой деятельность, которая состоит из освоения, закрепления и применения освоенных знаний, умений и навыков (ЗУН).

Мотивы учения  представляют собой побуждения, которыми ученик пользуется при осуществлении учебных действий или учебной деятельности в целом. Мотивы побуждают ученика овладеть определенными знаниями и умениями.

Результат процесса  значительный объем сохраненной информации, которая может быть воспроизведена при необходимости.

Результат процесса  готовность к познанию мира посредством собственного толкования знаний.

Внимание! Для того, чтобы просмотреть видео Вам необходимо быть авторизованным пользователем и иметь соответствующие права.